Подведены итоги конкурса «Современное образование: стратегии управления», в котором приняли участие 86 руководителей учреждений СПО России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
Конкурсы руководителей образовательных учреждений – достаточно редкое явление. Между тем огромный опыт эффективного управления учреждениями СПО также требует своего обобщения и распространения. В ходе проведения Первого Международного конкурса «Современное образование: стратегии управления» ВИРО предложил три направления изучения данного опыта, в соответствии с которыми были выделены три номинации.
1. «Описание системы работы». Требования, предъявляемые к материалам этой номинации, были менее жёсткими, чем в остальных номинациях. Форма подачи материала не регламентировалась. Ценность представленных работ определялась, в основном, следующими критериями: практическая значимость, возможность использования представленного опыта в других образовательных учреждениях, результативность работы.
Высокий научный уровень, концептуальность, оригинальность самой постановки проблемы характеризуют работу победителей конкурса в данной номинации – А.В. Борилова, Н.А. Шевченко (г. Омск). Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, инновационный характер деятельности провозглашаются сейчас одними из главных показателей качества работы образовательного учреждения. При этом кадры – педагогический коллектив - рассматриваются зачастую как неисчерпаемый ресурс, постоянно готовый к внедрению бесконечного количества инноваций. К сожалению, очень часто игнорируется тот факт, что удовлетворённость собственным трудом самих педагогов тоже чрезвычайно важна. Работа А.В Борилова и Н.А. Шевченко направлена на изучение факторов, способствующих повышению удовлетворённости трудом педагогов колледжа. Чёткость критериев соответствие диагностических методик объекту и целям исследования выгодно отличают эту работу на фоне остальных.
Логичность, чёткая структурированность, проработанность концепции характеризуют работы А.Д. Чеконова (Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса), Н.И. Гавриш и Е.А. Ковалёвой (Воркутинский педагогический колледж).
В качестве рекомендации авторам, не вошедшим в число дипломантов конкурса, хотелось бы предложить уделить больше внимания отражению результатов работы. Ценность вашего опыта может быть определена в первую очередь по результатам, которые вам удалось достичь.
2.«Программа развития образовательного учреждения»
Несмотря на то, что жанр Программы развития ОУ строго регламентирован, определена жёсткая структура документа и требования к его содержанию, среди представленных на конкурс работ не нашлось похожих. При этом можно констатировать, что достоинства каждой программы индивидуальны, в то время как недостатки – типичны.
Хочется особо отметить лучшие работы конкурса. Программу развития ГБОУ РХ СПО «Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса» (автор Л.М. Шаркова) в содержательном плане можно считать образцовой. Работы И.А. Катайцевой, Ш.А. Абдуталипова, О.Р. Бадагуевой, помимо соблюдения всех основных требований, отличаются полнотой аналитического обоснования: в них отражён не только опыт реализации предшествующей программы, но и анализ потребностей и ожиданий потребителей услуг ОУ, недостатки существующей практики. Программа развития КГБОУ СПО «Бийский лесхоз-техникум» выделяется среди других работ чёткостью индикаторов и показателей эффективности.
К числу общих недостатков присланных на конкурс работ относятся следующие.
1. Отсутствие Паспорта Программы либо некоторых из его компонентов (чаще всего разработчики забывают указывать дату принятия решения о разработке Программы, дату утверждения, заказчиков и пр.).
2. Отсутствие названия Программы (документ не может называться «Программа развития образовательного учреждения», это жанр работы; название должно отражать наиболее важное в стратегическом плане направление развития ОУ).
3. Недостаточная проработанность раздела «Ресурсное обеспечение» либо его отсутствие. При этом следует учитывать, что в качестве ресурсов реализации Программы необходимо рассматривать не только финансовые и материально-технические, но и кадровые, организационно-методические, информационные и пр.
4. Недостаточный или не вполне методически верный анализ актуального состояния ОУ и перспектив его развития (проблемный, SWOT-анализ, анализ реализации предшествующей программы и пр.).
5. Неверное понимание индикаторов и показателей эффективности Программы.
3. «Система менеджмента качества как эффективный инструмент управления ОУ»
В этой номинации были представлены материалы в следующих жанрах: проект, описание системы работы, обобщение опыта. Наиболее высоко экспертная комиссия оценила работу Альметьевского политехнического техникума – за полноту освещения вопроса, грамотность в отражении и оценке процессов менеджмента качества, а также работу Несветаевой Т.И. (Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса), отличающуюся новизной, оригинальностью рассмотрения СМК во взаимосвязи с реализацией Программы развития ОУ. Другие работы, которые были отмечены Дипломами 2, 3 степени, выполнены также на высоком методическом уровне, но несколько уступают в оригинальности.
Администрация ВИРО благодарит конкурсантов за участие и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Номинация «Описание системы работы»
1 место |
Борилов А.В., Шевченко Н.А. «Повышение удовлетворённости трудом педагогов колледжа» |
«Сибирский профессиональный колледж», г. Омск |
2 место |
Гавриш Н.И., Ковалёва Е.А. «Инновационная деятельность ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж». |
ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж» |
2 место |
Чеконов А.Д. «Здоровые кадры – здоровая экономика» |
АПОУ Республики Алтай «Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса» |
3 место |
Грибовский В.С. «Развитие Болотнинского педагогического колледжа в инновационном режиме» |
ГАОУ СПО НСО «Болотнинский педагогический колледж», Новосибирская область |
3 место |
Шишина С.В. «Использование информационных технологий в образовательном процессе» |
Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания, Республика Беларусь |
Номинация «Программа развития ОУ»
1 место |
Шаркова Л.М. Программа развития ГБОУ РХ СПО «Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса» |
«Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса», г. Черногорск, Республика Хакасия |
1 место |
Катайцева И.А. «Формирование активной гражданской позиции как фактор социальной успешности выпускников колледжа» (Программа развития) |
ГБПОУ «Курганский педагогический колледж» |
1 место |
Лобанова О.С. Программа развития Областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Свирский электромеханический техникум» |
ГБОУ СПО «Свирский электромеханический техникум», Иркутская область |
2 место |
Сьянов А.В., Медведев А.В., Назимок Т.В. Программа развития Кемеровского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) на период с 2012 по 2017 гг. |
Кемеровский филиал МЭСИ. г. Кемерово |
2 место |
Бадагуева О.Р. Программа развития ОГБОУ СПО БПК им. Д. Банзарова «Профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа на этапе профессионального образования в условиях сельского социума» |
ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова», п. Бохан Иркутская обл. |
2 место |
Абдуталипов Ш.А. Программа развития областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Технологический техникум р.п. Павловка» |
ОГБОУ СПО Технологический техникум р.п. Павловка, Ульяновская обл. |
3 место |
Тыринов В.Е. Программа развития Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский политехнический колледж» на 2012 – 2017 годы. |
ГАОУ СПО Свердловской области «Уральский политехнический колледж», г. Екатерибург |
3 место |
Воеводин Н.А. Программа развития Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг» на 2013-2018 годы |
ОГБОУ СПО «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг», г. Томск |
3 место |
Шульц А.Н., Масютина Е.В., Ефименко О.Е., Кривельская В.М., Кузнецов С.Н., Петрова Л.В., Лукиных Т.И. Программа развития КГБОУ СПО «Бийский лесхоз-техникум» |
КГБОУ СПО «Бийский лесхоз-техникум», г. Бийск Алтайского края |
3 место |
Гимазитдинова А.Х. Стратегический план развития УКИиК на 2013-2020 гг. |
ГБОУ СПО КиИ РБ «Учалинский колледж искусств и культуры», г. Учалы, Республика Башкортостан |
Номинация «Система менеджмента качества как эффективный инструмент управления ОУ»
1 место |
Несветаева Т.И. «Система управления качеством профессионального образования в колледже» |
КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса» |
1 место |
Багманов И.Р., Захарова И.М., Хабарова Н.Г. «Система менеджмента качества – основа повышения конкурентноспособности образовательного заведения» |
ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум», г. Альметьевск, Республика Татарстан |
2 место |
Березовой В.В. «Управление развитием колледжа на основе менеджмента качества» (проект) |
АУ Республики Саха (Якутия) «Региональный технический колледж в г. Мирном» |
3 место |
Ковалёва Ф.Р., Файзуллина Р.Б. «Влияние системы менеджмента качества на организацию учебного процесса и реализацию индивидуальных способностей студентов в условиях среднего профессионального образования» |
ГАОУ СПО «Международный колледж сервиса», г. Казань |
|
|
|